Неофициальный сайт ФК "Томь"

На главную   
Назад   
Тренер

Дмитрий Галямин: Российский футбол отличается от испанского, как небо от земли
Эдуард Михайлов, Версия

Испанский футбол сейчас на подъеме. Вот и сборная этой страны, которую поначалу не причисляли к главным фаворитам Чемпионата мира, более чем уверено вышла в 1/8 финала. С ней теперь придется считаться самым признанным грандам. Между тем нынешний тренер петербургского «Динамо» Дмитрий Галямин пробыл в Испании более десяти лет и знает их футбол не понаслышке. Он играл в «Эспаньоле» (в том числе и под руководством Камачо – нынешнего тренера сборной), работал в этом клубе тренером-селекционером, а затем закончил тренерскую школу и руководил одной из команд третьего испанского дивизиона. К сожалению, Галямин не может сказать россиянам ничего утешительного. Как он считает, испанцы способны дойти до полуфинала, а вот сборной нашей страны, скорее всего, суждено проиграть...

– Насколько по уровню игры отличаются испанский и российский чемпионаты?

– Честно говоря, как небо и земля. То есть высший российский дивизион можно сравнивать с первым испанским, наш первый – с их вторым, и так далее. Более того, как мне кажется, команда, которую я тренировал, не плелась бы в хвосте турнирной таблицы и в первом российском дивизионе. В России же, увы, есть лишь три-четыре клуба, которые способны составить конкуренцию европейцам.

– А если говорить об уровне постановки дела в клубах, картина будет такой же безрадостной?

– По части селекционной работы в Европе достигли буквально фантастического уровня. Каждый талантливый мальчишка обязательно попадает в поле зрения представителей того или иного клуба. И все настолько четко отлажено! Для примера, в «Эспаньоле» селекцией занимается шестнадцать человек. И это только те, кто находится в штате! Плюс огромное количество людей, которые работают на местах – представляют интересы клуба, просматривают игроков и так далее. Информация постоянно обрабатывается, систематизируется, заносится в компьютеры. Существует огромная видеотека, охватывающая все регионы мира. К слову, Н’Коно, признанный лучшим вратарем на Чемпионате мира, который в 1982 году проходил в Испании, отвечает в «Эспаньоле» за африканский континент. Сейчас он находится на Чемпионате мира вместе со сборной Испании. России, к сожалению, до такого уровня очень и очень далеко. Существует, опять же, всего три-четыре клуба, где все поставлено более или менее по-европейски.

Это что касается селекции. Плюс в Испании, в отличие от нашей страны, огромное количество высококвалифицированных тренеров. В этом небольшом по нашим меркам государстве действуют семнадцать (!) тренерских школ, в одной из которых я и учился в течение двух лет. Если проучиться год, то получаешь квалификацию детского тренера. И таких специалистов каждый год выпускается около семи тысяч. Причем их подготовка там поставлена на самом высоком уровне. Даже мне, всю жизнь посвятившему футболу, было чему поучиться – спортивной медицине, психологии, тактике и так далее. Второй курс, который является как бы продолжением первого, дает возможность по его окончании работать тренером команды третьего испанского дивизиона. Если же успешно проходишь три курса, получаешь общеевропейскую тренерскую лицензию. То есть это целая индустрия.

К тому же государство вкладывает огромные деньги в массовый футбол. Поэтому неудивительно, что хорошие игроки при таких условиях растут буквально как грибы. Представьте себе – в Каталонии, в которой живут шесть миллионов человек, существует тысяча двести детских футбольных школ! В каждом, даже самом маленьком, городке есть своя детская школа. Так что только самый ленивый не играет там в футбол.

– В Испании такое же, как в Италии – почти религиозное – отношение к футболу?

– Страна буквально живет футболом. Даже родители, которые понимают, что их чадо не достигнет вершин, все равно отдают мальчишку в футбольную школу. И пусть он играет в третьей детской лиге – вся семья придет за него болеть. А весь город придет на стадион, чтобы поддержать местных футболистов, хотя они и выступают в каком-нибудь третьем любительском дивизионе. Мне это напоминает Советский Союз тридцатилетней давности, когда на матчи заводских команд собиралось по три-четыре, даже пять тысяч болельщиков.

– Вы около года выступали под руководством Камачо. Каким он вам показался?

– Это специалист очень хорошего уровня. А наиболее сильная его сторона – то, что Камачо изнутри знает все проблемы игроков. Что неудивительно – он сам был отличным футболистом, провел наибольшее в Испании количество игр за сборную, был капитаном главной команды страны и мадридского «Реала». Это – лидер по натуре. Что очень важно. Ведь в сборной собственно тренерские качества наставника несколько нивелируются – у него остается слишком мало времени, чтобы подготовить команду. Поэтому на первый план выходит психология. А по этой части Камачо нет равных. Ему удается создать из футболистов коллектив единомышленников, который, учитывая хороший подбор исполнителей, способен добиться высоких результатов. Думаю, что испанцы на этом Чемпионате мира дойдут до четвертьфинала, а возможно, попадут и в полуфинал. Их главная проблема: возрастные, хотя и очень квалифицированные защитники Йеро и Нодаль. Боюсь, что возраст в сочетании с климатическими условиями Японии и Южной Кореи не позволит им провести весь Чемпионат на одинаково высоком уровне. А уж победителя я, извините, предсказать не возьмусь...

– Если здесь все так плохо, какой смысл было перебираться из вполне благополучной (в том числе и в плане футбола) Испании обратно в Россию?

– Я могу ответить абсолютно честно: мне стало скучно. Ведь там нечего делать – все уже отлажено до тебя. Можно спокойно загорать да время от времени заглядывать в компьютер, чтобы проверить работу подчиненных.

– Значит, захотелось острых ощущений? И вы их сразу же получили – придя на должность спортивного директора «Динамо», вы уже после первого тура были буквально вынуждены стать его главным тренером. Быстро нашли общий язык с игроками?

– Я же, образно говоря, пришел к ним не от станка – сам всю жизнь был футболистом. Поэтому никаких проблем не возникает. Мы говорим с ребятами на одном, футбольном, языке.

– Однако не у всех это получается. Вот о Юрии Морозове, под руководством которого вы играли в ЦСКА, говорят, что он далеко не всегда придерживается, скажем так, принципов политкорректности...

– Да, Юрий Андреевич – очень сложный человек. Но самое главное, что он – очень и очень квалифицированный тренер.

– То есть то, что Морозов, скажем, откровенно неприязненно относится к прессе (которая, впрочем, часто сама дает ему повод для возмущения) – это нормально?

– Мы тоже стараемся не выносить сор из избы – зачем? Проще (и лучше для дела!) – самим разобраться в сложившейся конфликтной ситуации. Какой смысл выносить на всенародное обсуждение вопрос о том, какие штрафные санкции применять к провинившемуся игроку?

– Кстати, о нарушениях футболистами спортивного режима. Раньше это было довольно распространенным явлением. А сейчас?

– Сейчас это происходит гораздо реже. Наверное, дело в том, что при советской власти была планка, выше которой не мог прыгнуть никто – зарплата не больше определенного уровня, невозможность уехать играть в другую страну и так далее. А ныне все находится в руках самого игрока. И большинство футболистов понимает, что при серьезном отношении к игре есть возможность подписать более выгодный контракт, перейти в сильную команду или даже «засветиться» на европейских аренах.

– Говорят, что между «Динамо» и «Зенитом» установились довольно натянутые отношения. А в Испании существует подобный антагонизм между клубами, представляющими один регион?

– Честно говоря, я в первый раз слышу, что у «бело-голубых» и «сине-бело-голубых» есть какие-то взаимные претензии. А что касается Испании, то особых проблем не существует. Скажем, страну басков представляют «Атлетик» (Бильбао) и «Реал» (Сосьедад). И в каком бы из этих городов ни происходило «дерби», болельщики вместе пьют пиво, обсуждают шансы своих любимцев, а затем расходятся по разным трибунам. И все. При этом если, скажем, «Атлетик» играет с одной из команд, представляющих «остальную» Испанию, то жители Сосьедада будут болеть за Бильбао. Я надеюсь, что если мы получим право играть в Премьер-лиге, то за вторую питерскую команду будут переживать и те, кому больше по душе «Зенит». По крайней мере, сейчас дело обстоит именно так – наши фанаты ходят на матчи команды Морозова, а их – на «Динамо».

– Судя по всему, питерское «дерби» может состояться уже в следующем сезоне – ведь задачу выхода в высший дивизион для «Динамо» никто не отменял. Как вам кажется, это реально?

– Надеюсь, что да. В Санкт-Петербурге гораздо легче, чем в других городах России, организовать профессиональный футбольный клуб. Да и игроки сюда, как вы понимаете, поедут с гораздо большим удовольствием, чем в Тольятти или Нижнекамск. А насколько быстро удастся это сделать – покажет время.

– Тренеры у питерских «бело-голубых» меняются очень часто. Не боитесь повторить их судьбу?

– Судьба игрока или тренера такова – сегодня здесь, а завтра там. Надо относиться к этому спокойно. И быть готовым ко всему.

Свежак!
30.02.2004 Должок Петракова прощен
28.01.2004 Жидков стал автозаводцем с четвертой попытки
27.01.2004 Состав участников учебно-тренировочного сбора судей первого дивизиона
27.01.2004 Ваит Талгаев: В прошлом году у нас в премьер-лиге хотели играть не все
23.01.2004 Боевые размены.
21.01.2004 Дмитрий Галямин: Важно сохранить настрой
12.01.2004 Игра и ее отсутствие.
17.12.2003 Юрий Степанов: Имя нового наставника "Томи" станет известно в пятницу
17.12.2003 Дмитрий Галямин: Поеду хоть на чукотку
09.12.2003 Валерий Петраков: Буду прививать команде торпедовский стиль.
09.12.2003 Angry Bomb: Новокузнецк за Томск
09.12.2003 Валерий Петраков: первое интервью в "Торпедо-Металлурге"
08.12.2003 Роман Маратов о причинах ухода В.Петракова
17.06.2003 Дмитрий Галямин: испанский футбол отличается от российского, как небо от земли
09.01.2003 Дмитрий Галямин не заглядывает в паспорта футболистов

Наверх
Обсудить в гостевой
Created by BlackPaul, 2003-2004
Hosted by uCoz